Warning: Missing argument 1 for siteorigin_setting(), called in /var/www/u0840125/public_html/labvoice.ru/wp-content/themes/vantage/content-single.php on line 19 and defined in /var/www/u0840125/public_html/labvoice.ru/wp-content/themes/vantage/extras/settings/settings.php on line 210

Золотые правила речи…

15404-300x181Сегодня я хочу познакомить Вас с замечательным стихотворением А.В. Прянишникова «Правила чтения». Можно подумать: «И какое отношение к заиканию или правильной речи может иметь это стихотворение?» На самом деле в этом стихотворении заключены золотые правила речи без запинок и спазмов. Почти каждая строчка — это знание и техника, которые нужно не просто прочитать. Их необходимо выполнить, притом, не автоматически, а вдумчиво.

Когда я начал применять это стихотворение со своими пациентами, это стало временем прорыва. Каждодневное прочитывание этого шедевра пациентами приводило к тому, что с каждым разом их речь становилась более правильной и красивой. Это относится не только к стихотворению, но и к спонтанному высказыванию.

В конце стихотворения я проведу анализ правил и дам некоторые рекомендации по применению. Каждая строчка стихотворения пронумерована, чтобы Вам было легче отслеживать правила и рекомендации.

Вот само стихотворение:

  1. Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи,
  2. Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
  3. Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку.
  4. Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
  5. Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи.
  6. И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,
  7. Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
  8. Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
  9. Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
  10. Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем.
  11. Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
  12. Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
  13. Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
  14. Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;
  15. Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком —
  16. Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
  17. Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,
  18. Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
  19. Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
  20. Выдох веди экономно — с расчетом на целую строчку.
  21. Собранность, звонкость, полётность, устойчивость, медленность, плавность —
  22. Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.

benПравило первое. Строчки 1 — 3.

Перед тем, как начинать говорить, нужно расширить грудную клетку и подобрать низ живота. Все вроде бы кажется очень простым. Но как показывает практика, только два человека из десяти делают это правильно. Давайте пошагово, что нужно делать.

Лучше всего начать вот с каких движений. Встаньте. Пусть Ваша голова спокойно упадет вперед на грудь. Не напрягайте мышцы шеи. Зафиксируйте это положение.

Поднимите плечи вверх настолько на сколько сможете. Голова остается на груди. Продолжаете движение плеч. Из самого верхнего положения отводите их максимально назад. Обратите внимание, что в этот момент низ живота сам собой слегка подтягивается и напрягается. Запомните это ощущение. А вот теперь опускаете плечи вниз. Ваши плечи должны встать как бы в распорку, зафиксировав расширенное состояние грудной клетки.

Завершаем движение. Поднимаем голову от седьмого позвонка (на шее он самый выпирающий) к первому как кубики. Один позвонок на другой. Первые разы не спешите. Постарайтесь прочувствовать и запомнить как позвонки становятся один на другой.

Один важный момент. Ваши глаза — индикаторы правильности подъема головы. Если глаза смотрят прямо перед собой, значит все хорошо. Если смотрят вниз — значит остались напряженными подчелюстные мышцы. Если вверх — значит голова запрокинулась и напряглись мышцы шеи. Потренируйте все это движение несколько раз и возьмите за правило делать его не менее 10 раз за день. Лучше больше.

benПравило второе. Строчки 4 — 7.

Еще раз сфокусируйтесь на том положении плеч, грудной клетки, головы, которые Вы получили в результете предыдущего упражнения. Теперь давайте сделаем вдох. Плечи и грудная клетка остаются на месте. Они абсолютно неподвижны. Во время вдоха у Вас начнает надуваться низ живота, а затем и его верхняя часть. Кульминация вдоха — Ваши ребра слегка расширились в сторону.

Теперь давайте потихоньку выдыхать. Сначала втягивается низ живота, затем его верхняя часть. Сосредоточтесь на том, чтобы в этот момент Вы не сложились в районе солнечного сплетения. Так Вы зажмете диафрагму. А нам этого не нужно. Поэтому очень важно, чтобы Вы следили за положением грудной клетки и плеч. Они по-прежнему должны быть расправлены и расширены.

Во время вдоха и выдоха работает только одна мышца — диафрагма.

benПравило третье. Строчки 8 — 11.

В этом правиле ничего не нужно даже комментировать. Все говорит само за себя.

benПравило четвертое. Строчки 12 — 16.

На самом деле в этих строчках заключены сразу же три правила. Нужно следить за артикуляцией, дикцией и правильным извлечением звука.

Артикуляция. Именно о ней сказано, чтобы Вы не ленились открывать рот. Встаньте перед зеркалом в тот момент, когда Вы что-нибудь говорите. Обратили внимание, что Ваши губы остались практически неподвижны. Лицо как маска из за которой идет звук. При такой работе губ, подчелюстные мышцы и мышцы гортани зажимаются. А это приводит к спазму. Дальше, я думаю, продолжать не нужно…

Дикция. Вслушивайтесь в то, что Вы говорите. Очень часто Вы не проговариваете слова, а додумываете их. В результате вместо слова «отбеливание», например, получается слово «отбивание». Учитесь всегда четко проговаривать все слова. В этом Вам могут помочь скороговорки и чистоговорки. Одно условие. Скороговорки не надо читать быстро. Читайте в нормальном темпе. Следите, чтобы рот открывался и слова звучали четко.

По поводу придыхательности в голосе. Это почти что громкий шепот. Идет большой поток воздуха, а голосовые складки до конца не смыкаются. Их функции берут на себя вестибулярные складки (ложные) и черпаловидные хрящи. Получается, что голосовые складки как бы натянулись (иногда перенапряглись), а звук не идет. Работа посторонних мышц приводит к спазму вестибулярных складок, а иногда даже временному параличу.

Поэтому поток воздуха и голосовые складки должны работать синхронно. Это называется мягкой атакой звука. Звук в результате получается ровный и красивый.

Остальные строчки я комментировать не буду. Они говорят сами за себя.

Очень рекомендую Вам повторять это стихотворение каждый день. Результат не заставит себя ждать.

 

Влад Ренгач — коуч, консультант по преодолению заикания.

http://labvoice.ru — Лаборатория голоса и речи.

 

 

 

Posted in Uncategorized.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *