Warning: Missing argument 1 for siteorigin_setting(), called in /var/www/u0840125/public_html/labvoice.ru/wp-content/themes/vantage/content-single.php on line 19 and defined in /var/www/u0840125/public_html/labvoice.ru/wp-content/themes/vantage/extras/settings/settings.php on line 210

Высокая форманта голоса и заикание

image001Часто меня спрашивают: «Как мне сделать высокую форманту выше 30%? Что для этого нужно?» или «Я сделал форманту выше 30%, но не могу применять ее в нормальной речи» и т.п. Это и в самом деле очень важные вопросы. Для тех, кто не в курсе, о чём идёт речь, небольшой экскурс в историю вопроса.

Высокая форманта (ВФ) голоса по частотной составляющей относится к зоне высоких частот (2000-3000 Гц). Прошу Вас не путать высокие частоты с высотой голоса. Что я имею в виду? Наш голос — это не один звук, а целый оркестр. Он состоит из основного тона (ОТ), который отвечает за высоту голоса и его мощность, а также из множества обертонов, которые придают нашему голосу определенную окраску, или, другими словами, тембр. Основной тон находится в диапазоне частот от 80 Гц до 200 Гц у мужчин и от 160 Гц до 340 Гц у женщин. Все обертоны нашего голоса находятся по частоте выше, чем основной тон. И чем богаче набор обертонов в нашем голосе, тем он красивее, привлекательнее, сексуальнее. Именно высокая форманта выражает характерные особенности голоса: уверенность, выразительность, убедительность, звучность, «полетность» (т.е. способность голоса преодолевать большие расстояния и противостоять заглушающему воздействию посторонних звуков). Исследования показали, что при выраженности обертонов в области высокой форманты от 30% и более, заикание становится физически невозможным.

Все бы хорошо, но представленность обертонов в области высокой форманты невозможна, если в нашем голосе присутствуют обертоны от 0 до 10 Гц. Да,да, Вы не ослышались, и это не обман зрения. Низкочастотные обертоны просто камень преткновения при заикании. Они появляются в голосе только когда заикание уже началось. В нормальном состоянии эти обертоны в голосе почти не встречаются. Самое плохое в этих обертонах то, что они начинают существующее заикание усиливать, иногда даже в несколько раз (заикание порождает заикание). Возможно, поэтому некоторые специалисты говорят, что «заикание не лечится».

Я хочу, чтобы Вы чётко усвоили: если в Вашем голосе присутствуют низкочастотные обертоны, наличие обертонов в зоне высокой форманты невозможно или очень мало в процентном отношении (от 0 до 8-9% при необходимых 30%).

Для того, чтобы начать получать обертоны в область высокой форманты, их нужно сначала убрать из зоны низких частот.

Рассмотрим процесс создания высокой форманты в голосе пошагово.

Шаг первый.

Основную работу в процессе создания высокой форманты выполняют наушники, точнее работа с использованием наушников в мультимедийном комплексе BreathMaker. Когда мы говорим в микрофон, программа обрабатывает наш голос и вырезает из него обертоны, находящиеся в области низких частот, и возвращает к нам в наушники голос уже исправленный, лишённый низкочастотных обертонов и взамен обогащённый высокочастотными обертонами из области высокой форманты. Так мы постепенно нарабатываем навык извлечения звуков голоса с богатым набором высокочастотных обертонов. Обычно этот процесс занимает от одного месяца до трех, и спешить очень не рекомендую. Если начать создавать высокую форманту с неподготовленным голосовым аппаратом, то можно испортить свой голос. Он станет грубым и раздражающим.

При работе в наушниках необходимо соблюдать три правила:

  1. Читать очень тихо. Мы должны слышать свой голос только в наушниках и нигде более.
  2. Читать медленно. Гласные произносим в 2-3 раза длиннее, чем согласные, растягиваем их. Это нужно, чтобы вы себя в наушниках все-таки услышали.

    Если Вы начнете читать в наушниках в обычном темпе (как вы всегда разговариваете), голос в наушниках превратится в эхо. Вы перестанете его воспринимать, будете слышать себя только внутренним слухом, — а это никакого толка уже не даст. Не начинайте читать следующий слог, пока предыдущий полностью!!! не прозвучал у Вас в наушниках. И только на волне этого звука переходите к произнесению следующего слога.

    Именно так Вы сможете услышать весь диапазон обертонов, добавленных в Ваш голос, и воспроизвести их в своей речи. Постепенно, спустя два-три месяца, это умение станет рефлексом.

  3. Читать по 2-3 слова на одном выдохе.

    Самый главный секрет: не читайте слова, как отдельные слова. Поясняю. Допустим, у Вас есть три слова: «самый главный секрет». Когда Вы начнете читать в наушниках, у Вас не должно остаться слов «самый», «главный», «секрет». Нужно читать их как одно очень странное слово«самыйглавныйсекрет», не делая ударений, не выделяя интонацию, не делая пауз. Сааамыыйглааавныыйсееекрееет. Примерно так.

 

Шаг второй.

Где голос должен располагаться территориально в гортани, чтобы обертоны из области ВФ могли сами воспроизводиться, не требуя постоянного присутствия комплекса BreathMaker?

 

Все, кто заикается, воспроизводят звуки в зонах 1 и 2, т. е. звук рождается на конце голосового аппарата (на губах), лишенный малейшей окраски и с напряжением голосовых связок. Зоны 3(низкая форманта (НФ)) и 4(высокая форманта) относятся территориально к области кадыка (у мужчин) и к области ключичной ямочки. Я думаю Вы и сами уже догадались, что говорить нужно с использованием нижней части голосового аппарата. Элементарно? Да, конечно. Но тут тоже есть свои нюансы.

Для того, чтобы легко удерживать голос в зонах 3 и 4 без напряжения мышц и голосовых связок, необходимо научиться дышать животом. При наборе воздуха в грудную клетку у нас поднимаются плечи, напрягается подсвязочная область, и голос уходит в зоны 1 и 2. В этом случае удерживать голос в нужном нам месте удается только с помощью напряжения мышц шеи, а это уже делает наш голос грубым и некрасивым.

Шаг третий.

Вы еще помните какие характеристики голоса достикаются при наличии нужного состава обертонов в области высокой форманты? Правильно. Звучность, полетность, убедительность, и т. д. И все эти характеристики абсолютно невозможны без хорошей артикуляции и четкой дикции.

Специально проводились исследования. Записывались голоса дикторов и пропускались через фильтры, которые подавляли в спектре голоса полосу частот от 2000 до 3500Гц, т.е. всю зону высокой форманты. Далее группе слушателей предлагали прослушать и сравнить звучание голоса в неискаженном виде и звучание голоса после прогона через фильтр. Все слушатели дали заключение, что голос. с удаленной ВФ звучит «глухо», «тускло». Громкость (звучность) голоса резко понижалась при той же интенсивности звука. Разборчивость слов очень сильно понижалась, становилось непонятно, что говорится. Голоса воспринимались как «старческие», «бесцветные», «больные».

Какой из этого можно сделать вывод? Без отработанной артикуляции и четкой дикции, высокая форманта в голосе на нужном уровне просто невозможна. Поэтому третий шаг и будет посвящен отработке этих жизненно необходимых навыков.

О том как формировать навыки правильного дыхания, физического освобождения голоса от всяческих зажимов, а также артикуляции и дикции, мы будем с Вами рассматривать в дальнейших публикациях.

Posted in Uncategorized.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *